В связи с волатильностью курса, уточняйте цены
Многие владельцы автомобилей даже не догадываются, что в качестве альтернативного топлива для автомобиля можно использовать не только сжиженный углеводородный газ - пропан-бутан, но и экологически чистый, природный газ метан .
К сожалению, при атмосферном давлении, плотность метана в тысячу раз ниже плотности бензина, поэтому при использовании на транспортных средствах он храниться в специальных газовых баллонах в сжатом виде, под давлением 200-250 атмосфер.
Если раньше метан в качестве топлива можно было увидеть только на больших автобусах и грузовиках, то сейчас, благодаря развитию современных технологий газового оборудования, установка для работы на метане возможна даже на автомобилях премиум-класса.
Кроме того метан, как моторное топливо, расходуется двигателем внутреннего сгорания экономичнее бензина, в отличии от пропан-бутана. Например, если расхода пропанобутановой смеси превышает расход бензина на 10-20%, то расхода метана как правило, ниже расхода бензина на 5- 10% . Это обусловлено физико-химическими свойствами природного газа, особо стойким строением его молекул и, главное, его октановым числом, которое, достигая 120, заметно превосходит показатели самых высокооктановых углеводородов.
Стоит отметить тот факт, что стоимость 1 м3 метана (в г. Москве- ) гораздо ниже стоимости 1л. пропан-бутана(в г. Москве- ).Особенно экономия заметна на коммерческом транспорте и автомобилях с большим объемом двигателя.
Однако, стоимость газового оборудования для метана выше стоимости оборудования для пропан-бутана, что обусловлено установкой одного или нескольких более дорогих специальных баллонов для метана.
Для заправки автомобиля метаном используются специальные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).
К сожалению, сеть заправочных станций для метана не так развита, как сеть для заправок пропан-бутаном, но согласно действующим проектам Газпрома, в ближайшие несколько лет, количество АГНКС для метана, должно значительно увеличиться.
В газовом оборудовании для пропан-бутана и метана используются разные по виду, заправочные устройства, это сделано специально, чтобы владельцы автомобилей не путались.
|
![]() |
||
Винтиль заправочный для метана EMER | Выносное заправочное устройство Tomasetto пропан-бутан |
Самой большой и главной составляющей газового оборудования для метана являются газовые баллоны, они делятся на 4 типа:
Тип I | ![]() |
Металлические газовые баллоны для автомобилей, имеют цилиндрическую форму, горловину под вентиль с одной стороны и закругленное донышко с другой стороны. Баллоны такого типа, отливаются в специальных формах, не имеют сварочных швов, что придает им большую прочность и плотность. В процессе изготовления, все баллоны, подвергаются строгому контролю, они должны отвечать всем требованиям нормативной и технической документации на все 100%. Кроме того каждый баллон проходит ультразвуковую проверку на предмет скрытых дефектов, а также проверятся избыточным давлением 30 МПа (300 кг/см2). |
Тип II | ![]() |
Металлопластиковые баллоны 2 типа представляют собой герметичный лейнер изготовленный из легированной конструкционной стали прочностью 120кгс/мм2. и вязкостью 100кгс/мм2, основная часть которого покрыта прочной армирующей оболочкой. Применяемая сталь сохраняет свои механические характеристики при эксплуатации баллонов в условиях низких температур окружающего воздуха. |
Тип III
|
![]() |
В металлопластиковом баллоне типа III отличительной особенностью является алюминиевый лейнер, в отличии от типа II. Алюминиевый лейнер усилен специальной оплеткой из карбоволокна, разрывное усилие которой составляет не менее 140 кгс/мм2, нить оплетка пропитывается связующим составом на основе эпоксидной смолы. Наружные и внутренние поверхности баллона надежно защищены специальным покрытием стойким к коррозии в течение расчетного срока эксплуатации баллона. |
Тип IV | ![]() |
По типу конструкции газовые баллоны типа IV схожи с типом III, единственной особенностью является , что материал лейнера используется полимерный, с армирующей оболочкой из композитного материала или углеродного волокна. Основным плюсом баллонов типа IV является маленький вес баллона, по сравнению с баллонами других типов, но баллоны типа IV пока остаются довольно редким явлением в силу высокой стоимости и небольшой разницы коэффициентов совершенства (отношения объема сосуда к собственной массе) относительно 3-го типа. |
Технические характеристики газовых баллонов типа II,III:
Каждый баллон испытывается избыточным давлением 30Мпа (на прочность) и 20Мпа на герметичность. Кроме того один баллон из партии дополнительно испытывается избыточным давлением 51 МПа (на разрушение) и циклическую устойчивость – не менее 15 тыс. циклов.
В таблице 1 представлены технические характеристики газовых метановых баллонов тип I производства (ОМЗ) Россия.
В таблице 2 представлены технические характеристики газовых метановых баллонов тип III, где средний коэффициент совершенства (отношение массы к объему) = 0.65, т.е. баллон объемом 100 литров будет весить примерно 65 кг
Объем, л |
Вместимость газа, м3 |
Наружный диаметр, мм |
Длина, |
Масса, |
Макс. рабочее давление, МПа |
Пробное давление, МПа |
47 |
11,75 |
326 |
860 |
33,6 |
20 |
30 |
50 |
12,5 |
326 |
900 |
35,2 |
20 |
30 |
67 |
16,75 |
326 |
1140 |
44,6 |
20 |
30 |
80 |
20 |
326 |
1360 |
53,2 |
20 |
30 |
100 |
25 |
326 |
1660 |
65 |
20 |
30 |
123 |
30,75 |
326 |
2000 |
78,4 |
20 |
30 |
67 |
16,75 |
398 |
840 |
45,6 |
20 |
30 |
80 |
20 |
398 |
965 |
52,3 |
20 |
30 |
85 |
21,25 |
398 |
1015 |
55 |
20 |
30 |
96 |
24 |
398 |
1125 |
61,1 |
20 |
30 |
100 |
25 |
398 |
1165 |
63,5 |
20 |
30 |
132 |
33 |
398 |
1485 |
80,5 |
20 |
30 |
160 |
40 |
398 |
1765 |
99,5 |
20 |
30 |
185 |
46,25 |
398 |
2005 |
108,5 |
20 |
30 |
В таблице 3 представлена зависимость изменения объема газа, от температуры окружающей среды и давления в баллоне
Определение количества СПГ (м3) в одном баллоне объемом 50 л |
||||||||
Давление |
Температура окружающей среды, °C |
|||||||
- 30 |
- 20 |
- 10 |
0 |
+ 10 |
+ 20 |
+ 30 |
+ 40 |
|
10 |
0,55 |
0,55 |
0,54 |
0,53 |
0,53 |
0,53 |
0,52 |
0,52 |
20 |
1,15 |
1,12 |
1,16 |
1,10 |
1,09 |
1,07 |
1,06 |
1,04 |
30 |
1,79 |
1,70 |
1,70 |
1,69 |
1,65 |
1,63 |
1,61 |
1,57 |
40 |
2.41 |
2,33 |
2,30 |
2,27 |
2,22 |
2,17 |
2,15 |
2,13 |
50 |
3,2 |
3,05 |
2,98 |
2,94 |
2,84 |
2,81 |
2,75 |
2,72 |
60 |
4,05 |
3,76 |
3,66 |
3,57 |
3,53 |
3,45 |
3,41 |
3,27 |
70 |
5,00 |
4,61 |
4,43 |
4,32 |
4,17 |
4,07 |
4,02 |
3,89 |
80 |
6,45 |
5,71 |
5,33 |
5,20 |
4,88 |
4,76 |
4,65 |
4,55 |
90 |
7,63 |
6,72 |
6,25 |
5,92 |
5,63 |
5,49 |
5,29 |
5,17 |
100 |
8,77 |
7,69 |
7,24 |
6,76 |
6,49 |
6,25 |
5,95 |
5,81 |
110 |
9,82 |
8,59 |
7,97 |
7,53 |
7,24 |
6,96 |
6,63 |
6,47 |
120 |
10,91 |
9,38 |
8,95 |
8,45 |
8,00 |
7,79 |
7,32 |
7,14 |
130 |
12,04 |
10,16 |
9,85 |
9,29 |
8,78 |
8,33 |
8,02 |
7,83 |
140 |
12,8 |
11,11 |
10,77 |
10,14 |
9,59 |
9,09 |
8,75 |
8,54 |
150 |
13,16 |
11,90 |
11,36 |
10,87 |
10,27 |
9,74 |
9,38 |
9,15 |
160 |
13,79 |
12,50 |
12,12 |
11,43 |
11,11 |
10,39 |
10,13 |
9,76 |
170 |
13,93 |
13,28 |
12,69 |
11,81 |
11,49 |
10,90 |
10,63 |
10,37 |
180 |
14.29 |
13,64 |
13,24 |
12,50 |
12,00 |
11,54 |
11,25 |
10,98 |
190 |
14,62 |
14,18 |
13,57 |
12,84 |
12,50 |
12,03 |
11,59 |
11,18 |
200 |
14,93 |
14,29 |
13,81 |
12,99 |
12,66 |
12,50 |
12,19 |
11,63 |
Отличным качеством и относительно невысокой стоимостью, зарекомендовали себя газовые баллоны производства:
В соответствие с ТР ТС 018/2011 допускается применение вентелей только с автоматическим запорным клапаном и предохранительным устройством.
Самыми надежными и безопасными, признаным во всем мире, являются автоматические баллонные вентиля марки EMER
баллонный вентиль марки Emer
![]() |
![]() |
автомобиль Combo Zafirа с ГБО метан | автомобиль Lada Priora с ГБО метан |
Видео процесса изготовления метановых газовых баллонов на заводах:
Выводы:
На сегодняшний день, современные комплекты газобаллонного оборудования отвечают всем необходимым требованиям, и являются более надежными и безопасными по сравнению с компонентами бензиновой системы питания автомобилей, это было неоднократно доказано на опытах.
Видео про баллоны из передачи «Главная дорога»